2022 / 23
1. Игровые технологии.
В работе с детьми активно использую элементы игровых технологий: методику Марии Монтессори - зону практической жизни, в которой дети учатся обслуживать себя и окружающих, и зону сенсорного развития, где ребенок учится различать предметы по признакам (цвет, вес, форма, длина, высота и т. д.); методику Никитиных. Методика Никитиных включает в себя головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью квадратиков по принципу пазла или конструктора.
Игровая технология Краснощековой Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» позволяет создавать условия для обогащения содержания сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты», «Детский сад», «Моряки» и другие игры), отражает в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов. В результате у детей сформированы умения: обмениваться ролями в совместной игре; включаться в разные ролевые диалоги и изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей.
В совместной деятельности с детьми широко применяю блоки Дьенеша (набор из 48 фигур трех цветов: синий, красный и желтый) и палочки Кюизенера (набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10 см). Активно использую в образовательной деятельности - кольца (круги) Луллия - дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей и технологию моделирования, которая помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование технологии наглядного моделирования заметно облегчает детям овладеть видами связной речи, позволяет самостоятельно добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.
Хочется отметить, что применение игровых технологий, положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов. У детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
2. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ).
С целью адаптации детей к современному информационному пространству и формированию информационной культуры в своей практике применяю информационно-коммуникационные технологии. Свободно пользуюсь программами: Microsoft Office Word для оформления документации педагогической деятельности, Power Point для составления презентаций, Paint для обработки иллюстраций к непосредственно-образовательной деятельности. Являюсь активным пользователем Интернет-ресурсов при отборе дополнительного познавательного материала по различным темам, при составлении конспектов занятий, развлечений и праздников, при изготовлении наглядно – дидактических пособий.
Совместно с детьми и их родителями создали аудиотеку, которая включает в себя: презентации для организации образовательной деятельности с детьми: «Животные Урала», «Семейные традиции», «Берегите животных», «Дома бывают разные», «Уроки вежливости», «Осторожно огонь» и др.; видео - ролики «Запоминай-ка. Планеты Солнечной Системы», «Запоминай-ка. Названия месяцев», развивающий мультжурнал для малышей «Занимашки» и др.; мультипликационные фильмы «Уроки тетушки Совы», развивающий мультфильм Роберта Саакаянца - Энциклопедия Всезнайки и др.; интерактивные игры: «Найди цифру», «Зеленая страна», «Скоро в школу», «Найди лишнее», и др.
В своей работе применяет электронные ресурсы: зарегистрирована и являюсь постоянным пользователем сайтов: maam.ru, infourok.ru и т.д. При организации образовательной деятельности использую электронные средства (ноутбук, мультимедиа).
В результате, применяемые мной информационно-коммуникационные технологии позволили сделать непосредственно – образовательную деятельность с детьми эмоционально окрашенной и интересной. Способствовали мотивации детей к познавательной деятельности, что обеспечило хорошую подготовку к школе.
3. Технологию проектной деятельности.
С целью развития и обогащения социально-личностного опыта детей посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия я использую технологию проектной деятельности, что позволяет мне лучше узнать своих воспитанников, проникнуть в их внутренний мир. Мной вместе с детьми и их родителями (законными представителями) реализованы проекты: «Волшебный мир бумаги», «Рифмушки» и другие. Продуктами проектной деятельности являются: книжки – малышки «Рифмы»; поделки разных букв, альбом «Виды бумаги» и др. Данная технология помогла повысить не только познавательный интерес детей, но и вовлечь родителей в образовательный процесс.
4. Личностно – ориентированные технологии.
Для организации детской деятельности использую личностно-ориентированный подход, что содействует благоприятному психологическому климату в группе. Я стремлюсь установить доверительные отношения с детьми, проявляю уважение к личности каждого ребенка (доброжелательное, внимательное отношение: поглаживаю, обнимаю ласково, с улыбкой; успокаиваю и подбадриваю расстроенного, проявляю внимание к настроению ребенка, его желаниям, достижениям, неудачам). Узнать о настроении каждого ребенка помогают календари настроения, которые ведут дети. Календари настроения развивают умение понимать свои чувства, способствуют эмоциональному сближению ребенка и воспитателя. Находясь рядом с детьми, я создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками, побуждаю детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого. Я предоставляю возможность детям выбирать деятельность по интересам, чаще пользуясь поощрением, чем порицанием.
Созданный мною уголок уединения - «уголок настроения», в котором имеются: коробочка «спрячь все плохое», подушки «Плакучка», «Думалка», помогают детям успокоиться, расслабиться, разрешить конфликт, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, или просто помечтать.
В своей деятельности учитываю интересы, желания, способности каждого ребенка. Создаю условия для развития каждого ребенка, мною разработан план коррекционных мероприятий с ребенком инвалидом, который позволяет поддерживать развитие ребенка с учетом его возможностей и потребностей в атмосфере любви и добра.
Разработаны картотеки игр и упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей. Изготовлены дидактические игры, позволяющие научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Данный материал использую в образовательной деятельности, что способствует непринужденному процессу обучения детей.
5. Портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.
Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как единых требований к структуре портфолио не существует, на основе опыта вышеперечисленных педагогов, я использовала следующие рубрики: «Познакомьтесь со мной», «Я расту», «Моя семья», «Мои друзья», «Золотые ручки», «Расскажи обо мне», «Мои достижения».
На каждого ребенка моей группы составлено портфолио, где фиксируются накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития. Данная технология позволяет мне фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в период перехода дошкольника на новую ступень образования – начальное общее образование.
6. Здоровьесберегающие технологии
Для укрепления здоровья детей я использовала в своей работе методику В.Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления». В качестве медико – профилактических мероприятий делала следующее: использовала оксолиновую мазь, аромо и фото терапию (масло мяты, пихты); отвар шиповника, клюквы; луковые и чесночные медальоны; отвар для полоскания ротовой полости (ромашка, мать – и – мачеха), дети употребляли лимон, киви, лук, чеснок, клюкву; пили кислородные коктейли. Совместно с родителями изготовили для детей специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами. В своей практической деятельности использую игротерапию (игра «Кошечки и собачки) для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников. Плодотворно внедрила в свою деятельность гимнастику для глаз по методу В.Ф. Базарного: сюжетные, графические, модульные офтальмотренажеры: «Цветочек», «Цветные дорожки», «Национальный хоровод». В рамках физкультурно – оздоровительных мероприятий проводила занятия по физической культуре, игровые утренние гимнастики; артикуляционные, дыхательные, пальчиковую гимнастики, корригирующую гимнастику после сна; самомассаж мячиками – ежиками. Дети с огромной радостью ходили по «подушкам» здоровья, заполненные различной крупой; ребристой дорожке; по непокрытому полу. Организовала терренкур (оздоровительная ходьба), велогонки, (катание на велосипедах), дни здоровья. Оздоровительные мероприятия позволили добиться стабильного снижения простудных заболеваний и повысить уровень воспитательно-образовательного процесса. Мною составлены: картотека прогулок, комплексы утренней гимнастики, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, подобран цикл валеологических бесед: «Что слышат уши», «Видит око», «Мы любим каши», «Что чует нос» и т.д.
Разработала консультации для родителей в области валеологии: «Гигиена наших детей», «Если ребёнка не оторвать от телевизора», «Семь Не: как не надо кормить ребёнка», «Витаминотерапия в оздоровлении детей», «Учитесь болеть без лекарств» и т.д.
В результате уровень заболеваемости за межаттестационный период снизился на 5 %. У 100 % детей приобретен опыт владения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.